- Конгломерация
- — объединение под единым финансовым контролем фирм, не имеющих производственных и функциональных связей (т. е. отсутствует технологическая зависимость). Они могут принадлежать не только к различным видам производства, но и к различным сферам экономики. В основе К. лежит объективный процесс централизации капитала (см. Централизация капитала). Возможность появления конгломератов вызвана накоплением капиталов, ускорением НТП, который создает новые сферы приложения капиталов. К. может привести к изменению сферы деятельности компании. Так, английская автомобильная компания «Роллс-Ройс» переключилась в основном на производство авиационных двигателей. Известность марки позволила ей существенно сэкономить на рекламе. Американские автомобильные компании «Форд» и «Дженерал моторе» вышли на рынок электронной и ракетной промышленности. Например, крнгломерат «Текстрон» (США) в 70-е гг. приобрел пакет акций предприятий, производящих застежки-молнии, фрезерные станки, поздравительные открытки, специальное оптическое оборудование. Целью создания конгломератов является получение больших прибылей за счет манипулирования ценными бумагами: выпуска акций и облигаций и их обмена. Руководители конгломератов получают учредительскую прибыль от этих операций. Приобретение пакета акций обходится дешевле, чем создание нового предприятия за счет внутренних капиталовложений. Несмотря на принципиальные различия этих процессов в современных условиях, разница между конгломератами и дифференцированными компаниями стирается.
Экономика. Словарь по обществознанию. — М.: КДУ. Ю. Ю. Петрунин, М. И. Панов, Л. Б. Логунова . 1995.